Вы здесь

Программа профилактики правонарушений в Вооруженных Силах

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

УТВЕРЖДЕНА
решением Координационного совета
военных органов управления и уголовного
преследования Республики Казахстан
(протокол №6 от 13 декабря 2012 года)

ПРОГРАММА
профилактики правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях
Республики Казахстан на 2013-2015 годы

1. Паспорт

Наименование программы

 

Программа профилактики правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан на 2013-2015 годы (далее - Программа).

Основание для разработки 

 

подпункт 4) статьи 10, подпункт 1) статьи 9-1 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений»;

пункт 5.8 Указа Главы государства от 17 августа 2010 года № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан»;

протокол от 04 июля 2012 года №3 заседания Координационного совета военных органов управления и уголовного преследования Республики Казахстан.

Разработчик

 

Секретариат Координационного совета военных органов управления и уголовного преследования Республики Казахстан

Сроки (этапы) реализации программы

 

2013 - 2015 годы

Цель программы

 

Формирование и обеспечение системной профилактической работы в основных сферах жизнедеятельности военных органов.
Координация деятельности заинтересованных государственных органов для обеспечения эффективной профилактики правонарушений в войсках.
Укрепление законности и правопорядка, воинской дисциплины, системы охраны прав и защиты законных интересов личности и государства.
Обеспечение безопасных условий воинской службы.
Формирование единой методической базы профилактической работы в военных органах управления и уголовного преследования.
Формирование и укрепление кадрового потенциала для организации профилактической работы.
Содействие укреплению престижа воинской службы, имиджа защитника Отечества и военной профессии в общественном сознании.

Задачи программы

 

Совершенствование основ допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи. Формирование качественного допризывного контингента.

Общая и специальная профилактика преступлений и правонарушений, совершенных военнослужащими, в том числе в  общественных местах и на улицах.
Совершенствование правового регулирования процесса профилактической работы, законодательства о воинской обязанности, воинской службе и социальной защите военнослужащих.
Вовлечение в профилактическую работу самих объектов профилактики и целевых групп.
Создание эффективной системы профилактики и раннего предупреждения конфликтов на почве межконфессиональных, межрегиональных, межэтнических и межродовых разногласий.
Формирование единой для всех военных органов управления и уголовного преследования системы критериев и целевых индикаторов, позволяющей объективно оценивать эффективность работы по предупреждению правонарушений и обеспечению безопасности воинской службы.  
Разработка правовых основ для финансирования профилактических мероприятий в рамках Законов Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» и «О государственном социальном заказе».
Увеличение объема информационного и материально-технического обеспечения мероприятий по профилактике правонарушений.
Расширение сотрудничества с гражданами, общественностью и средствами массовой информации с увеличением сферы информационного влияния.
Подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам профилактики правонарушений.

Целевые индикаторы, по которым будет оцениваться эффективность и результативность реализации программы

 

Общий уровень преступности в военных органах управления и уголовного преследования Республики Казахстан.
Количество боевых и небоевых потерь личного состава военных органов управления и уголовного преследования, в том числе вследствие:
неуставных взаимоотношений;
суицидов и попыток их совершения, в том числе в результате доведения до самоубийства;
болезни.
Уровень травматизма в военных органах управления и уголовного преследования, в том числе в результате:
неуставных взаимоотношений;
отсутствия безопасных условий на рабочем месте.
Удельный вес (на 10 тыс. человек) общеуголовных и воинских преступлений, в том числе совершенных:
против личности, с причинением вреда жизни или здоровью;
с использованием властных и должностных полномочий или злоупотреблением ими;
в сфере оборота оружия и боеприпасов, в том числе с их применением;
в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;
в сфере семейно-бытовых отношений;
военнослужащими в общественных местах и на улицах.
Удельный вес коррупционных преступлений.
Количество военнослужащих, прошедших нарко- и психотестирование.
Количество административных правонарушений, совершенных военнослужащими в связи со службой и вне ее.
Количество совершенных в военных органах управления и уголовного преследования дисциплинарных проступков (наибольшей степени опасности) и их повторность.
Количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием военнослужащих, на личном или служебном транспорте, в том числе повлекших:
причинение тяжкого вреда здоровью людей или их гибель;
причинение значительного ущерба военной технике;
Данные о результатах медицинского освидетельствования юношей в период их приписки к призывным участкам.
Количество лиц допризывного возраста, охваченных медицинским освидетельствованием, в том числе:
признанных годными и ограниченно годными к воинской службе;
признанных негодными к воинской службе по состоянию здоровья;
получивших отсрочки от призыва по состоянию здоровья;
прошедших наркотестирование.
Количество лиц, возвращенных из областных призывных пунктов в связи с негодностью к воинской службе по медицинским показаниям.
Количество лиц, возвращенных из войск, в связи с необоснованным их призывом, в том числе по болезни.
Количество действующих юнармейских объединений, включенных в Единый реестр Республиканского штаба юнармейских объединений.
Количество образовательных учреждений, над которыми военными органами управления установлено шефство.
Объем материально-технического обеспечения (списанным и неиспользуемым военно-техническим имуществом, методической и специальной литературой и другими средствами обучения) образовательных учреждений и военно-патриотических объединений, их количество.
Количество законодательных и других нормативно-правовых, ведомственных актов, принятых либо усовершенствованных в рамках реализации настоящей программы.

Источники и объемы финансирования

 

В рамках бюджетных программ государственных органов Республики Казахстан и государственного социального заказа.
Предусматриваемые суммы на 2014 – 2015 годы будут уточняться при формировании республиканского бюджета и государственного социального заказа на соответствующий финансовый год.

Ожидаемые результаты

 

Профилактическая работа в военных органах управления и уголовного преследования выйдет на более качественный уровень и расширит сферу воздействия, что обеспечит твердую служебно-воинскую дисциплину, законность и правопорядок, повысит престиж воинской службы и способствует формированию положительного имиджа защитника Отечества.
Объекты и субъекты профилактической деятельности, компетенция и ответственность каждого из них будут определены и разграничены на законодательном уровне.
В вопросах формирования единых критериев для учета, совершенствования, анализа и оценки профилактической работы большой вклад будет внесен Военным управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Профилактику правонарушений будут осуществлять все категории военнослужащих в тесном взаимодействии с заинтересованными государственными органами и общественными организациями.
Конечным результатом улучшения профилактической работы в военных органах станут укрепление воинской дисциплины и правового порядка, обеспечение обороноспособности и безопасности страны. В лице физически оздоровленной, психологически подготовленной и патриотически-воспитанной молодежи современная армия приобретет качественный мобилизационный резерв.

2. Введение

Настоящая Программа является очередным этапом общевойсковой профилактической работы, начатой в рамках Программы по профилактике и предупреждению правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан на 2010-2012 годы. За этот период в целом по военным органам достигнуты положительные результаты. Преступность в войсках, основными компонентами которой являются  общеуголовные и воинские преступления, сокращена более чем на треть.

Программа основана на результатах анализа современного положения дел в армии и в обществе, статистических данных о состоянии законности, правопорядка и воинской дисциплины в войсках.

В структуру Программы заложены научные подходы к организации профилактической работы. Все меры профилактики взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга.

В Программу также включены мероприятия, направленные на укрепление позитивного имиджа Вооруженных Сил и военной профессии в общественном сознании граждан Республики Казахстан.

3. Анализ современного состояния профилактической работы и меры по ее совершенствованию.

Результаты реализации Программы по профилактике и предупреждению правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан на 2010-2012 годы подтверждают реальную возможность позитивного влияния на состояние законности профилактическими мерами, осуществляемыми в комплексе и системно.

В рамках программных мероприятий системами видеоконтроля (2284 видеокамеры) оборудовано 74,4% воинских частей. Вместе с тем, за 2010-2012 годы с их помощью выявлено лишь 3 преступления, то есть их профилактический «сдерживающий» эффект сместил места совершения правонарушений на участки, где видеокамеры отсутствуют.

Для улучшения работы с обращениями граждан повсеместно были установлены ящики для обращений лично военному прокурору и командиру, практикуется анонимное анкетирование личного состава. В казарменных и административных помещениях военных органов размещена информация о телефонах доверия правоохранительных органов. Разработан единый образец информационно-профилактического билборда с номерами телефонов доверия и Call-центра Генеральной прокуратуры. Он размещен практически во всех воинских частях, а также на ведомственных сайтах военных органов.

Военными прокурорами обеспечено сопровождение 96% внесенных актов прокурорского надзора, в том числе 237 представлений органов уголовного преследования, внесенных в ходе досудебного производства. Подобные меры позволили искоренить массовые заболевания и пищевые отравления.

Проведение судебных процессов в выездном формате в присутствии личного состава стало правилом. Каждый приговор доводится до отдельного солдата и офицера.

В целом, за период реализации трехгодичной программы по профилактике правонарушений удалось сократить преступность в войсках более чем на треть (с 901 в 2009 году до 580). Позитивные результаты достигнуты практически во всех военных ведомствах.

Наиболее ответственно ее исполнение было организовано и контролировалось в Комитете внутренних войск. В 2012 году уровень преступности здесь снижен на 31,3% от показателя 2011 года. В Республиканской гвардии зарегистрировано лишь одно преступление.

В Министерстве обороны активно программные мероприятия выполнялись лишь в первом году ее действия, в последующем контроль был ослаблен. При этом в целом по Вооруженным Силам достигнуты ощутимые положительные результаты. За 11 месяцев 2012 года число преступлений уменьшилось на 13,1%.

Безрезультатно данная Программа была завершена в Пограничной службе. Это крайне негативно сказалось на общевойсковых показателях и создало картину безуспешной реализации программного документа. Следует отметить, что в пограничных подразделениях весь период действия трехгодичной Программы предусмотренные ею мероприятия исполнялись. Однако должного эффекта не последовало в силу целого ряда взаимосвязанных негативных факторов, в числе которых чрезмерная коррумпированность, предательство интересов службы, протекционизм в кадровой работе. В итоге, на протяжении 2011-2012 годов в пограничных органах сохраняется тенденция роста преступности, который по итогам 11 месяцев 2012 года достиг 50%. В их числе преступления о нарушениях правил несения пограничной службы увеличились на 2,4% (с 41 до 48).

Предпринимаемые в военных органах меры борьбы с преступностью на текущий момент позволяют последовательно снижать количество регистрируемых ежегодно преступлений. За 2009 год в войсках было зарегистрировано 901 преступление. В 2010 году их число уменьшилось до 665 (-26%), в 2011 году до 638 (-4%), а за 11 месяцев 2012 года до 580 (-9%).

В сравнении с 2011 годом уменьшилось число преступлений о насильственных действиях в отношении начальника (-40%), нарушениях правил несения караульной службы (-100%) и внутренней службы (-35,7%), превышениях и злоупотреблениях властью (-4,3%), нарушениях правил обращения с оружием (-25%).

В то же время, анализ оперативной обстановки за последние годы и реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о том, что криминальная ситуация в войсках по-прежнему остаётся сложной, а усилий военных органов, как управления, так и правоохранительных, явно недостаточно. Преступность продолжает оказывать отрицательное влияние на установление твердого уставного порядка и серьезно подрывает имидж воинской службы.

За 11 месяцев 2012 года допущен незначительный рост общеуголовных преступлений (+3,1%). Негативным фактором стал рост на 25% особо тяжких и на 61,3% тяжких преступлений. Среди воинских преступлений резко (на 80%) возросло число преступлений, связанных с уклонением от исполнения обязанностей воинской службы.

Реализацией в текущем году республиканского проекта «2012 – Год победы над казарменным хулиганством» не удалось добиться твердой уставной дисциплины одновременно во всех военных органах. По итогам 2012 года число преступлений о нарушениях неуставных правил взаимоотношений (59) и оскорблениях военнослужащих (11) осталось на прошлогоднем уровне.

Между тем, только ресурсами правоохранительных органов эту проблему не решить. К примеру, в период с 2001 по 2005 годы число преступлений о неуставных взаимоотношениях было сокращено в 2,7 раза, а связанных с ними случаев уклонения от военной службы – в 5,5 раз (с 1 397 до 255).

О недостаточности профилактических мер свидетельствует и то, что значительный ущерб преступлениями причиняется в области материально-технического оснащения войск. Это серьезно подрывает их боевую готовность и способность, зачастую срывает последовательность проводимых реформ по улучшению социального пакета военнослужащего, обеспечения его жильем и надлежащими условиями службы.

Так, за 2010-2011 годы при расследовании уголовных дел установлен ущерб государству в 12 млрд. тенге. Из них обеспечено возмещение более 4,3 млрд. тенге. За 9 месяцев 2012 года по уголовным делам установлен ущерб государству в сумме более 629 млн. тенге, из которых обеспечено возмещение 55 млн. тенге.

Низкая результативность профилактической работы обусловлена рядом других существенных факторов. Одним из них является незавершенность в определении статуса органов военной полиции.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об органах военной полиции» они являются специальными воинскими подразделениями, организационно входящими в состав Вооруженных Сил, органов национальной безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел. Требуется понимание и четкое разграничение мер профилактики, одни из которых присущи только военным органам управления согласно общевоинским уставам (военные воспитатели, психологи, социологи, медики и т.д.), а другие – военным органам уголовного преследования, согласно уголовно-процессуальному законодательству.  

В силу малочисленности оперативных подразделений военно-следственных органов и их крайне низкого уровня материально-технического оснащения специальными аппаратурой, оборудованием и средствами, их деятельность малоэффективна. В последние годы значительно увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений военнослужащих, выявленных и раскрытых оперативным путем территориальными органами внутренних дел, финансовой полиции и национальной безопасности без участия военно-следственных подразделений. Зачастую указанный в учетно-информационных документах реквизит о якобы совместном выявлении преступления не соответствует действительности.

Свидетельством этому является показатель раскрываемости преступлений в войсках, который за истекший период 2012 года составил лишь 63,4% против 86,3% за 2011 год.

В ходе реализации Программы профилактики правонарушений на 2010-2012 годы имели место другие недостатки, которые негативно повлияли на результаты профилактической работы.

Определяющим среди них является ненадлежащая аналитическая работа, позволяющая определять состояние и эффективность реализации программных мер профилактики на текущий момент. Этот недостаток взаимосвязан с низким ведомственным контролем на всех уровнях. Вследствие этого ряд программных мероприятий, ответственными по которым являлись военные органы управления, на местах организовывался и исполнялся региональными и гарнизонными военными прокурорами.

Немало времени потребовалось для того, чтобы переломить устаревшие стереотипы и формальное отношение органов уголовного преследования к их роли в профилактике правонарушений. Потенциал статьи 204 Уголовно-процессуального кодекса оставался без реализации, а представления, вносимые следователями и дознавателями в адрес военного командования, были в большей мере формальны и требовали повышения качества: как по форме, так и по содержанию.

При этом прежняя редакция данной статьи распространялась лишь на следователей, а аналогичные по профилактическому воздействию представления органов военной полиции, вносимые в порядке статьи 8 Закона «Об органах военной полиции», как меры профилактики не учитывались.

Анализ причин ухудшения состояния законности в пограничных органах показывает, что одной из них является низкий уровень сложившегося в воинских коллективах морально-психологического климата. Этому, наряду с другими негативными факторами,  способствует социальная незащищенность пограничников и необустроенность мест их службы. Государственные органы, уполномоченные принимать решения по вопросам обустройства Государственной границы, на должном уровне проблемы пограничников не решают. В то же время, Пограничной службой не реализуются полномочия, предоставленные ей Законом Республики Казахстан «О Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан». Согласно пункту 22) статьи 8 она вправе вносить государственным органам и юридическим лицам, а также иным организациям представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, касающихся Государственной границы Республики Казахстан.

В числе реализованных программных профилактических мероприятий наиболее эффективными признаны выездные судебные заседания с участием личного состава. Из 174 уголовных дел, рассмотренных военными судами в 2012 году с вынесением приговора, по 150 судебные заседания состоялись в выездных сессиях. Основанием для такой совместной работы послужило совестное указание Главной военной прокуратуры и Военного суда Республики Казахстан.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевым нормативным правовым актом, определяющим единую государственную политику в области профилактики правонарушений, является Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений».

В соответствии с данным Законом, местные представительные и исполнительные органы стали разрабатывать, утверждать и реализовывать региональные программные документы в области профилактики правонарушений, рассматривать отчеты об их исполнении. Правительством страны принята республиканская отраслевая программа профилактики правонарушений.

Однако вопросы профилактики правонарушений в армии законодательством не регламентируются. В числе субъектов профилактики военные органы не указаны. Тем не менее, в мае 2010 года была разработана и введена в действие межведомственная Программа по профилактике и предупреждению правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях на 2010-2012 годы. Она стала основополагающей и заложила начало системной, комплексной общевойсковой профилактической работе.

В феврале 2012 года Закон был дополнен статьей 9-1, согласно которой органы военной полиции участвуют в разработке и реализации программных документов по профилактике правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Вместе с тем, многие важные вопросы остались не урегулированными.

По сей день Закон не регламентирует порядок разработки программы по профилактике правонарушений в войсках (как отраслевой). Соответственно, не определен конкретный государственный орган, ответственный и полномочный разрабатывать и утверждать такие программные документы.

Согласно Закону, при Правительстве, областных и нижестоящих акиматах создаются межведомственные комиссии по профилактике правонарушений, которые осуществляют координацию деятельности субъектов профилактики правонарушений в Республике Казахстан. Создание таких комиссий в войсках Закон не предусматривает. В этой связи, функции, задачи и полномочия названных комиссий к своему ведению принял Координационный совет. Все другие определенные Законом функции и задачи региональных комиссий выполняют органы военной прокуратуры.

В настоящее время в стране реализуется отраслевая Программа профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 - 2013 годы, утвержденная  постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2010 года № 1390. Ни один ее пункт сферу деятельности военных органов не затрагивает. В числе государственных органов, ответственных за достижение цели, целевых индикаторов, задач, показателей результатов данной отраслевой Программы, военные органы не указаны (раздел 3).

В этой связи, на основе собранных Секретариатом Координационного совета материалов требуется инициировать внесение изменений и дополнений в Закон «О профилактике правонарушений» положениями, регулирующими и конкретизирующими организацию профилактической деятельности по вопросам:

признания сферы военно-административной деятельности самостоятельной отраслью профилактики с разработкой отраслевой программы профилактики правонарушений в военных органах, в рамках названного Закона, с возложением этих функций на военную полицию;

организации, порядка и правовой регламентации единого учета войсковых мер индивидуальной профилактики правонарушений (пункт 8 статьи 23 Закона), в том числе по:

субъектам профилактики: органы внутренних дел, органы военной полиции, органы прокуратуры;

видам мер индивидуальной профилактики: профилактические беседы, защитные предписания (статья 25), представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Учеты должны подлежать как направляемые государственными (военными) органами (статья 26) представления, так и поступившие в военные органы;

учету решений о принятии мер индивидуальной профилактики и жалоб на такие решения (пункт 4 статьи 2);

разработке единых форм (образцов, бланков) мер индивидуальной профилактики, с определением порядка их утверждения и применения;

правовой регламентации постановки военнослужащих на профилактический учет, его ведения в войсках и правоохранительных органах (пункты 2, 3, 5, 8 статьи 28);

определения и разграничения в рамках, определенных Законом, компетенции военно-следственных подразделений (как органов внутренних дел) и военной полиции, в том числе по вынесению защитных предписаний;

отнесения военных органов к субъектам профилактики правонарушений;

установления особых требований к поведению правонарушителя-военнослужащего с включением их в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;

финансирования проводимых в войсках профилактических мероприятий за счет целевых средств республиканского бюджета и в рамках государственного социального заказа.

Наряду с этим, на межведомственном уровне следует утвердить исчерпывающий и полный перечень объектов профилактического воздействия. По устоявшейся практике прогнозно-статистическому анализу подвергается состояние служебно-воинской дисциплины только в Министерстве обороны, Пограничной службе, Республиканской гвардии, Комитете внутренних войск, а также воинских подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям. В перечень надлежит включить подразделения военно-следственных органов, органов военной прокуратуры и военной полиции Комитета национальной безопасности.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Необходимо разработать и внедрить стройную систему целевых индикаторов, которые должны служить ориентирами в профилактической работе. Каждый командир (начальник) любого уровня на основе исходных и текущих показателей состояния служебно-воинской дисциплины и преступности во вверенном ему воинском подразделении будет корректировать приоритеты в профилактике правонарушений. На каждый период будут установлены пороговые и последовательно уменьшаемые (увеличиваемые) значения целевых индикаторов.

При таком подходе и у командования, и у воинского коллектива появится осмысленное желание сообща достигать эти целевые индикаторы (ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям, по итогам учебного периода или года). Коллективные обязательства будут заключены не между воинской частью и военной прокуратурой. Каждое воинское подразделение примет коллективное обязательство об участии в профилактике перед командиром части, и стремясь выдержать пороговые значения целевых индикаторов, станет его соблюдать не формально, а осознанно. Это  станет дополнительным стимулом для командования, а также гарантирует качественную реализацию настоящей Программы.

В целях получения объективной картины, стимулирования командиров и справедливого распределения их ответственности за профилактический сектор, обязательно следует отойти от изжившей себя практики, когда состояние законности оценивается только путем сравнения количественных показателей в абсолютных цифрах (между отчетными периодами).

Основой системы целевых индикаторов должно стать определение удельного веса по каждой позиции рисков и негативных факторов, исчисляемого от их общего числа к численности военного органа (подразделения).

На начальном этапе правильность и достоверность таких расчетов должны обеспечить военные ведомства на всех уровнях структуры войск. Учитывая постоянную переменность численности личного состава, удельный вес по каждой позиции системы целевых индикаторов должен определяться ежемесячно. Это позволит определять средний показатель удельного веса за любой период на протяжении года (квартал, полугодие, учебный или календарный год), путем деления суммы ежемесячных показателей на число анализируемых месяцев.

Координацию этой работы целесообразно возложить на органы военно-правовой статистики, наработавшей определенный опыт по унификации и классификации происшествий в единую для всех военных органов систему.

ВОПРОСЫ УЧЕТА И КЛАССИФИКАЦИИ СЛУЧАЕВ ГИБЕЛИ И ТРАВМ

Профилактика гибели и травматизма (в том числе суицидальных) военнослужащих ещё не стала системной. Количественные показатели не отнесены в ранг статистических и не показывают объективную картину фактического положения, показывая лишь приближенные значения. Более того, по сей день в разных военных органах имеется разница в классификации и порядке регистрации потерь и травм личного состава. В министерстве обороны вовсе сложился правовой вакуум: принятым еще в октябре 2010 года ведомственным актом были отменены действовавшие с 1998 года порядок учета и классификация, а новые так и не установлены.

ПРОФИЛАКТИКА ГИБЕЛИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статистика безвозвратных потерь в войсках свидетельствует об улучшении ситуации.

Наибольшие потери военнослужащих армия понесла в 2001 (148), 2004 (153) и в 2005 (163) годы. За период действия программы профилактики правонарушений их число удалось уменьшить в 2011 году до 111, а за 11 месяцев 2012 года – до 110.

Вместе с тем, необходимо разработать единые для всех военных органов критерии и порядок учета гибели военнослужащих. Действующая ныне классификация потерь по категориям «боевые», «не боевые», «косвенные» и «умерло» требует конкретизации и дальнейшего совершенствования. Четкого разграничения признаков для отнесения конкретного факта в ту или иную категорию не имеется (например, «не боевые» и «косвенные»), из-за чего реальная картина искажена.

Так, в ряде случаев суициды военнослужащих вне службы, будучи учтенными в военных органах как «косвенные потери», не были учтены как самоубийства.

Кроме того, в профилактике гибели военнослужащих необходимо окончательно определиться и четко разграничить пределы ответственности командиров за случаи гибели, напрямую или косвенно связанные с исполнением военно-служебной обязанности, либо не имеющие к ней никакого отношения.

ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Самый большой сегмент людских потерь составляют дорожно-транспортные происшествия, динамика которых отличается нестабильностью. Профилактикой на данном направлении положительного эффекта еще не достигнуто.

Целевой группой здесь должны стать, в первую очередь, военнослужащие, управляющие транспортными средствами.

По числу ДТП за последние десять лет какая-либо тенденция не определяется. Их пик приходится на 2009 год, и в первый год реализации трехгодичной программы профилактики достигнуто многократное снижение.

Целевыми индикаторами на новом этапе профилактики станут количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием военнослужащих, на личном и служебном транспорте, включая повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью людей или их гибель, а также причинение значительного ущерба военной технике.

ПРОФИЛАКТИКА САМОУБИЙСТВ

Для любого из военных органов, важным критерием оценки качества и эффективности его деятельности остается суицидальная статистика. При этом, самоубийства, совершенные военнослужащими самой маловозрастной категории (срочной службы и курсантами) вызывают особо пристальное внимание общественности и СМИ. В антисуицидальной профилактике отмечается позитивная тенденция к ежегодному уменьшению абсолютного числа завершенных самоубийств военнослужащих.

В статистике безвозвратных потерь важным целевым индикатором для военных органов управления является полное искоренение фактов гибели в результате неуставных взаимоотношений.

Не менее важным целевым индикатором в профилактике суицидов является сплошной учет попыток самоубийств с обязательным проведением доследственной проверки и принятием процессуального решения. Лишь в ходе разбирательств устанавливалось, что ряду суицидов уже предшествовали попытки их совершения. Однако из-за не придания командованием таким фактам должного развития, в том числе их нежелания портить общую психолого-воспитательную картину, впоследствии они получали завершенный суицид. Здесь обязательны рекомендации экспертов Всемирной организации здравоохранения, согласно которым «очень важно избегать ярлыка психически больных по отношению к тем, кто пытался совершить самоубийство, хотя среди них, безусловно, есть и лица с психическими заболеваниями». 

Таким образом, профилактика суицидов будет безрезультатной вследствие:

отсутствия стройной системы учёта, регистрации и анализа суицидальных происшествий;

сокрытия суицидальных попыток, в том числе без телесных повреждений, что повышает риск завершённого суицида;

слабого взаимодействия в профилактической работе командиров, офицеров-воспитателей, психологов, медицинских работников, юристов, других должностных лиц;

недостаточной психолого-педагогической компетентности офицерского состава, влекущей:

- слабую индивидуальную работу по изучению подчинённых военнослужащих;

- неудовлетворительную выявляемость военнослужащих, находящихся в состоянии психологического кризиса;

- широкое распространение ошибочных взглядов на самоубийство и возможность его предупреждения.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

Целевыми индикаторами в профилактике травматизма должно быть последовательно уменьшаемое число травм, в особенности полученных в результате неуставных взаимоотношений и нарушений техники безопасности. Военные органы управления и уголовного преследования должны выработать единую практику учета травм, полученных военнослужащими независимо от места, времени и иных обстоятельств.

Сокрытие травм, либо искажения истинных причин травмирования как командованием, так и самими военнослужащими должны жестко пресекаться. О каждом обращении травмированных военнослужащих в гражданские лечебные учреждения должны быть информированы командование и военная полиция.

За период действия настоящей Программы необходимо полностью искоренить случаи укрывательства травм, в особенности доставления военнослужащих срочной службы и курсантов под видом гражданских лиц в местные медучреждения. Это потребует проведения постоянных и систематических сверок в журналах записи амбулаторных и стационарных больных, рентген-обследований. В целях повышения ответственности медицинских работников необходимо принятие совместного правового акта на уровне министерства здравоохранения и военных ведомств.

На срок реализации данной Программы критерием оценки в профилактике травматизма должны стать не количественные данные о травмах, а умение обеспечить сплошной учет всех травм, а также отсутствие сокрытых травм. Цифровые данные должны служить материалом для анализа ситуации и выработки эффективных мер профилактики. Такая смена старых стереотипов, прочно утвердившихся в сознании командиров, на новые, даст больший эффект. На самом деле, количество привлеченных к ответственности должностных лиц не влияет ни на число травм, ни на их уменьшение.

В текущем году в войсках реализован республиканский проект «2012 – Год победы над казарменным хулиганством», ориентированный на искоренение в среде военнослужащих посягательств против здоровья и жизни. Комплекс проведенных системно мероприятий дал позитивные результаты во всех военных органах, за исключением Пограничной службы. Травмы вследствие неуставных взаимоотношений увеличились здесь на треть, а травм из-за нарушений мер безопасности стало больше в три раза.

В предстоящем периоде следует апробировать и совершенствовать пилотные проекты «Единого классификатора происшествий и правонарушений в военных органах Республики Казахстан», «Инструкции по учету происшествий и правонарушений в военных органах Республики Казахстан», привести их в соответствие с новыми общевоинскими уставами после утверждения последних.

ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ

В рамках профилактики коррупции для органов уголовного преследования целевыми индикаторами должны стать минимизация разницы между выявленными преступлениями и возбужденными уголовными делами, каждое из которых должно направляться в суд. Это повысит качество оперативной и следственной работы, исключит условия для искусственного наращивания предметных показателей.

Среди выявленных нарушений законности немалая доля приходится на сферу государственных закупок. Должностные злоупотребления здесь являются системными и их масштабы зависят лишь от применяемого способа государственного закупа и объема выделенных для этих целей средств.

Для устранения коррупционной составляющей из системы государственного закупа следует изменить действующий порядок осуществления государственного оборонного заказа, охватывающего лишь такие потребности как модернизация, капитальный ремонт военной техники и приобретение отдельных видов вооружения. В первую очередь следует расширить его номенклатуру. Затем определить место гособоронзаказа в системе гражданских правовых сделок и государственных закупок. Исполнением гособоронзаказа должен заниматься специально уполномоченный государством орган. Это позволит минимизировать участие военной администрации в расходовании государственных средств и освободить ее от выполнения несвойственных функций.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

Позитивные изменения в борьбе с распространением наркомании среди военнослужащих были достигнуты в рамках реализации в 2009-2010 годы республиканской акции «Наркомании – не место в армии». Определенная работа проведена и в ходе трехгодичной Программы, при этом профилактический акцент перенесен на стадию призыва.

В составы медицинских комиссий включены врачи-наркологи. Во время осеннего призыва 2011 года среди более чем 12 тысяч граждан, прошедших наркотестирование, выявлено 92 употреблявших наркотики. Однако в самой потенциально опасной Жамбылской области призывники наркотестирование не прошли.

Во время весеннего призыва 2012 года наркотестированию подвергнуто около 15 тысяч граждан. Среди них выявлено втрое меньше (33) употреблявших наркотики лиц. Однако, наряду с Жамбылской областью проведение наркотестирования полностью сорвано еще и в Северо-Казахстанской.

Между тем, за истекший период 2012 года число преступлений с участием военнослужащих в незаконном обороте  наркотических средств и психотропных веществ возросло на 40% (с 10 в 2011 году до 14).

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ВОЙСКАХ

Усиление религиозного экстремизма заставляет нас более внимательно отнестись к этому явлению и постоянно совершенствовать методы превентивной политики для его предотвращения. Его проявления вышли из разряда мифических, став реальными угрозами национальной и государственной безопасности.

Так, только в этом году спецслужбами страны на стадии подготовки предотвращено 24 теракта, выявлено 112 преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом, а также 230 административных правонарушений в сфере религиозных отношений.

Принимаемые на протяжении последних лет своевременные и комплексные профилактические меры позволяют сохранить в войсках стабильную обстановку в духе неприятия военнослужащими идей терроризма и экстремизма. Эта работа требует постоянства и комплексного подхода. Важно не только оградить военнослужащих от зомбигипнотического влияния радикальных религиозных течений, но и обеспечить понимание ими всей ответственности за положение дел в этой сфере.

В первую очередь, объектами профилактики должны оставаться военнослужащие, по роду службы имеющие доступ к оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам, в особенности, наделенные правами распоряжения ими.

Вторым по важности объектом профилактического наблюдения должны стать лица, выполняющие работы и оказывающие услуги в рамках договоров о государственных закупках и трудовых соглашений.

В-третьих, военные органы должны обеспечить неукоснительное исполнение своих задач. В большей степени это относится к военнослужащим пограничной службы и внутренних войск, в служебно-боевой деятельности которых увеличиваются случаи предательства интересов службы. Число преступлений о нарушениях правил несения пограничной службы за последний год возросло на 32,3%, получению взяток – на 45,5%. С каждым годом больше выявляется случаев вовлечения пограничников в сферу незаконной миграции, а военнослужащих внутренних войск – связанную с незаконным оборотом наркотиков и запрещенных предметов.

Между тем, в текущем году в республике зарегистрировано уже более 600 фактов изъятия литературы и материалов религиозно-экстремистской направленности (изъято более 25 тысяч единиц печатной продукции, 34 единицы компьютерной техники и свыше двух тысяч иных носителей информации). Запрещенные предметы в больших количествах выявляются у осужденных в исправительных учреждениях практически после каждой прокурорской проверки.

Кроме того, в течение последних пяти лет на территории других государств задержано 40 граждан Казахстана, причастных к деятельности террористических организаций и участвовавших в незаконных вооруженных формированиях, а в нашей стране задержано 68 членов международных террористических и экстремистских организаций. Пресечена деятельность 60 незарегистрированных религиозных организаций, малочисленных групп и деструктивных сект, выявлено 67 миссионеров, из них 13 иностранцев, действующих без регистрации и нарушивших законодательство. Ограждение допризывной молодежи и военнослужащих от негативного влияния таких элементов является одной из задач профилактической работы.

ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ

Анализ возможных путей проникновения в армейскую среду деструктивных идей нетрадиционных религиозных течений показал наличие серьезных проблем в работе с допризывной молодежью.

Потенциал принятого в 2004 году Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике» своевременно не реализован, и нынешним реалиям не соответствует. Из-за отсутствия программных документов работа с молодежью практически не велась и носила стихийный характер. Как следствие, на долгое время бесконтрольной осталась сфера допризывной подготовки граждан к воинской службе, а военно-патриотическим воспитанию и образованию молодежи на государственном уровне внимание вовсе не уделялось.

Органами здравоохранения не обеспечивается надлежащее качество медицинского освидетельствования и профилактики заболеваний призывников. Это напрямую сказывается на ежегодном росте числа граждан, которым в период призывной кампании предоставляются отсрочки, либо они вовсе освобождаются от призыва на воинскую службу в связи с негодностью по состоянию здоровья. Из-за ошибок врачей медицинских призывных комиссий не изжиты случаи необоснованного призыва и возврата из войск уже призванного в войска молодого пополнения.

В 2010 году негодными к прохождению воинской службы признаны более 25 тысяч граждан, за 2011 год эта цифра несколько увеличилась. Растет число лиц, которым предоставлены отсрочки именно из-за бо­лезни.

В период осеннего призыва на срочную службу в 2011 году медицинской комиссией было охвачено максимальное число подлежащих призыву граждан. Более 10% из них медики признали негодными к службе в армии, а более чем 20% призывникам, призыв отсрочен.

За 2010-2011 годы из войск возвращено более 80 больных военнослужащих, заболевания которых не связаны со службой.

По итогам весеннего призыва 2012 года негодными к воинской службе по болезни признано уже 25% юношей от числа прошедших медицинскую комиссию. Но даже при таком «отсеве» продолжается возврат из войск граждан весеннего призыва, прибывших в части с заболеваниями, препятствующими прохождению воинской службы.

Существующие проблемы, в числе которых по сей день остаются отсутствие призывных пунктов и неукомплектованность медицинских комиссий необходимыми врачами-специалистами, решаются местными органами половинчато. Эффективность принимаемых ими мер поставлена в прямую зависимость от возможностей местных бюджетов. Поэтому здесь требуется принятие комплексного программного решения на республиканском уровне.

Наряду с этим, на крайне низком уровне организована начальная военная подготовка, которая из-за отсутствия должного материально-технического обеспечения и кадровой недостаточности своего развития не получает.

Все эти недостатки в совокупности негативно отражаются на качестве комплектования войск и состоянии морально-психологического климата в воинских коллективах.

Оздоровление ситуации видится в совершенствовании действующего законодательства в этой сфере, с включением положений о допризывной подготовке и военно-патриотическом воспитании граждан в Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике». Уже сейчас следует обеспечить активное участие военных органов в разработке Концепции государственной молодежной политики до 2020 года и последующей реализации раздела «Молодежь и армия». В настоящее время Координационным советом военных органов в Министерство образования и науки Республики Казахстан направлен проект раздела «Военно-патриотическое воспитание» для включения в Концепцию. С учетом этого, целесообразно разработать механизм финансирования мер по профилактике правонарушений среди допризывной и состоящей на воинской службе молодежи (в возрасте от 14 до 29 лет) посредством государственного социального заказа через военные органы. Это станет гарантией успешной реализации Концепции.

В рамках реализации настоящей Программы видится необходимым составить и изучить психологический портрет современного призывника. Ориентация Военной доктрины и направленность развития Вооруженных Сил Республики Казахстан на создание мобильной профессиональной армии предопределяет поступление на воинскую службу морально, психологически и физически подготовленных людей с высоким уровнем интеллекта и культуры поведения. В условиях низкого уровня допризывной подготовки граждан к воинской службе призванные на срочную службу солдаты такими качествами не обладают. По утверждению психологов окончательно личность человека формируется к 21 году. Поэтому на момент призыва подавляющая их часть не имеет сформированных устойчивых взглядов и не определилась с жизненной позицией. Между тем, в условиях осложнения криминальной ситуации и усиления внутренних угроз, войска стали привлекаться к участию в антитеррористических операциях с применением оружия «на поражение».

В подростковой преступности удельный вес учащихся общеобразовательных школ от общего числа выявленных несовершеннолетних высок. Несовершеннолетними в целом по республике совершается каждое 15-ое тяжкое преступление, каждое 20-ое убийство, каждое 16-ое причинение тяжкого вреда здоровью, каждый 8-ой разбой, каждый 5-ый грабеж и каждая 13-ая кража. Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется около 100 тыс. несовершеннолетних, из которых более 9 тыс. беспризорные и безнадзорные дети или 9,4 % от общего числа доставленных. Следует учитывать, что в призывном 18-летнем возрасте многие юноши еще находятся под влиянием преступной подростковой среды.

Для сдерживания криминальных проявлений в армии потенциал общественных организаций и СМИ используется еще не в полной мере. Настоящей Программой предусмотрен комплекс мер по совершенствованию этого направления.

4. Содержание профилактической деятельности на 2013-2015 годы

№ п/п

Мероприятие

Ответственные исполнители и соисполнители

Срок исполнения

Форма завершения

ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1

Изучить действующее законодательство и внести предложения по внесению изменений и дополнений в Закон «О профилактике правонарушений» по вопросам правового регулирования и финансирования профилактической деятельности.

Все субъекты профилактики

Ежемесячно к 30 числу.

Свод до 01 мая 2013 года

Информация в Секретариат Координационного совета.

2

Обеспечить статистическое сопровождение исполнения программных мероприятий с разработкой целевых индикаторов, в целях оценки эффективности профилактической работы.

ВУ КПСиСУ (свод), все субъекты профилактики

Июнь, 2013 года

Перечень целевых индикаторов (с комментариями)

3

Разработать и утвердить совместный приказ первых руководителей военных органов управления, определяющий меры по повышению объективности оценки и эффективности профилактической деятельности командиров.

МО

Март, 2013 года

Совместный приказ (директива)

4

Провести межведомственный конкурс среди служебных расследований, с распространением макетов лучших из них и составлением единого примерного образца. Выпустить методические рекомендации.

ГВП (свод),

все субъекты профилактики.

Ежегодно, до 01 октября

Информация в Секретариат Координационного совета

5

Совершенствовать работу Межведомственных гарнизонных совещаний военных органов управления и уголовного преследования по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. На заседания по итогам исполнения Программы профилактики приглашать представителей общественных и неправительственных объединений (Комитета родителей, солдатских матерей) и СМИ.

ГВП

По итогам полугодия

Информация в Секретариат Координационного совета

6

Изучить правовое регулирование и статус внутрипроверочных комиссий, выработать единую межведомственную нормативную базу с определением их статуса, состава, компетенции, порядка деятельности и пределов ответственности за выявленные другими органами нарушения. Впредь совершенствовать эту работу.

Все субъекты профилактики

По итогам полугодия

Информация в Секретариат Координационного совета с проектами и предложениями.

7

Повысить спрос с командиров (начальников) всех уровней за состояние работы по профилактике правонарушений, как один из основных критериев оценки его деятельности по укреплению и поддержанию воинской дисциплины (пункт 16 Дисциплинарного устава).

Военные органы управления

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета

8

Совершенствовать методы коллективного воздействия и порицания в отношении правонарушителей с ужесточением индивидуальной ответственности за нарушение коллективного обязательства.

Все субъекты профилактики

По полугодиям

Информация Секретариату Координационного совета с предложениями.

9

Увеличить степень участия курсантов и военнослужащих срочной службы в организации культурно-досуговых и спортивных мероприятий, занятий о доведении политической ситуации, а также их представительства в региональных и центральных молодежных организациях.

МО, ПС, КВВ, РГ, МЧС.

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета с предложениями.

10

Обеспечить правовое регулирование деятельности в военных органах Женских советов, наладить их межведомственное взаимодействие и обмен опытом (семинары, круглые столы, тренинги, конкурсы). Активизировать участие Женских советов и членов семей военнослужащих в профилактической деятельности.

Все субъекты профилактики.

По полугодиям

Информация в Секретариат Координационного совета.

Освещение в СМИ.

11

Привлекать к предметной профилактической деятельности представителей уполномоченных государственных органов (дорожная полиция, по делам религий, налоговой, противопожарной и т.д.)

Все субъекты профилактики.

По полугодиям

Информация в Секретариат Координационного совета.

Освещение в СМИ.

12

Совершенствовать систему поощрений участников профилактической деятельности. Внести предложения по вопросу разработки и учреждения ведомственной награды за личный вклад в профилактику правонарушений в военных органах.

Все субъекты профилактики.

По полугодиям

Информация в Секретариат Координационного совета.

 

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

13

Внедрить и практиковать проведение межведомственных региональных (гарнизонных) кустовых сборов (семинаров) по обучению и взаимному обмену положительным опытом в профилактической деятельности, с выработкой рекомендаций.

Начальники гарнизонов, все субъекты профилактики

В течение полугодия

Информация в Секретариат Координационного совета с видеоматериалом и рекомендациями.

14

Проводить совместно с начальниками гарнизонов межведомственные выездные совещания с обсуждением состояния профилактической работы в отдаленных воинских подразделениях (гарнизонах), встречи с местными населением и властями. Изучать и оперативно решать социальные проблемы военнослужащих.

Региональные и гарнизонные военные прокуроры, все субъекты профилактики

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета с видеоматериалом

15

Совершенствовать уголовно-процессуальное законодательство по увеличению профилактических мер процессуального характера на всех стадиях уголовного процесса. Создать проект видеопредставления.

СК МВД, военная полиция

По полугодиям

Информация в Секретариат Координационного совета

16

Анализировать полноту, качество и эффективность вносимых органами уголовного преследования представлений в порядке статьи 204 Уголовно-процессуального кодекса и статьи 8 Закона «Об органах военной полиции», с направлением информационных писем.

ГВП,

органы уголовного преследования

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ

17

Во взаимодействии с судами организовывать совместные профилактические мероприятия с применением современных способов и методов правовой пропаганды.

ГВП

Ежеквартально.

Освещение в СМИ.

18

Ориентировать суды при рассмотрении уголовных дел давать оценку мерам, принятым командованием по представлениям органов уголовного преследования и актов прокурорского надзора, и при ненадлежащем исполнении вносить частные постановления в адрес центрального командования. Совершенствовать это направление.

ГВП

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета

19

Совершенствовать законодательство и меры профилактики административных правонарушений. Продолжить практику проведения сверок с уполномоченными органами на предмет выявления сокрытых военнослужащими административных правонарушений, фактов не уплаты налогов и штрафов.

Все субъекты профилактики

По полугодиям

Информация в Секретариат Координационного совета с предложениями.

ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА

20

Увеличить объем правовой пропаганды и помощи, обеспечив ее правовое регулирование и учет.

Военные органы управления (юридические службы)

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета.

Освещение в СМИ.

21

Проработать вопросы и инициировать разработку межведомственной интерактивной страницы «Энциклопедия военнослужащего» с доступом на нее с ведомственных сайтов военных органов, а также последующее его обслуживание и совершенствование.

Военные органы управления (юридические службы)

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета.

Освещение в СМИ.

ПРОФИЛАКТИКА ГИБЕЛИ И ТРАВМАТИЗМА

22

Обеспечить взаимодействие с медицинскими учреждениями и незамедлительное информирование военных правоохранительных органов и военной полиции о случаях обращения военнослужащих с травмами. Совершенствовать нормативную базу по вопросам профилактики травматизма среди военнослужащих.

Военная полиция

До 01 июня 2013 года

Информация в Секретариат Координационного совета с проектом правового акта

ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

23

Обеспечить ведение в военных органах профилактического учета военнослужащих, владельцев транспортных средств, в том числе управляющих по доверенности с периодической проверкой наличия водительских удостоверений.

Все субъекты профилактики

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

24

Обеспечить совместно с местными исполнительными органами проведение наркотестирования всех призывников в период их медицинского освидетельствования.

МО, акиматы областей и приравненных к ним (по согласованию)

В период призывной кампании (по итогам полугодия)

Информация в Секретариат Координационного совета

25

Внести предложения по правовому регулированию порядка проведения наркотестирования военнослужащих, финансированию этих мероприятий, а также обеспечить на постоянной основе совершенствование нормативной базы.

Все субъекты профилактики

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета

26

Расширить участие в профилактике наркомании военных кинологов, путем осмотра казарменных и других помещений с использованием служебных собак, в том числе на построениях личного состава и перед убытием на службу (боевую, караульную, пограничный наряд)

ГУВП, ДВП КНБ, УВП КВВ, РГ, МЧС, а также (по согласованию) органы таможенной службы и внутренних дел

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета

27

Продолжить реализацию пилотного проекта по созданию в органах военной полиции республиканских и гарнизонных Центров доверия.

Военная полиция

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета

ВИДЕОКОНТРОЛЬ

28

Продолжить эксперимент по оснащению воинских частей и учреждений Акмолинского гарнизона системами видеоконтроля с выводом сигналов на пульт дежурного органов военной полиции.

По окончании выработать предложения с расчетами.

ГУВП, МО

Ежемесячно.

Июнь, 2013 года

Информация в Секретариат Координационного совета

29

Разработать и утвердить межведомственный правовой акт, регламентирующий вопросы установления и эксплуатации в воинских частях и учреждениях систем видеоконтроля, их эффективность, формы отчетности о состоянии оснащенности (в том числе муляжами), а также методические рекомендации для командиров.

Секретариат Координационного совета

Апрель, 2013 года

Совместный приказ с формами отчетности.

Методическое пособие.

РАБОТА СО СМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

30

Широко освещать деятельность Координационного совета и Межведомственных гарнизонных совещаний военных органов управления и уголовного преследования о результатах профилактической деятельности.

Секретариат Координационного совета

Постоянно

Опубликование в СМИ (печатных, радио, ТВ, интернет-ресурсах, открытие рубрик на ведомственных сайтах)

31

Изучить и распространить положительный опыт Военного института Сил воздушной обороны по еженедельному проведению на местном радио «Курсантского часа». Внести предложения по созданию в местной радиосети военно-информационных рубрик и передач.

МО

В течение 1-го квартала 2013 года

Информация в Секретариат Координационного совета

32

Создать реестр общественных организаций и объединений с участием военных органов. Провести совместную конференцию с целью объединения усилий этих организаций в решении основных вопросов статуса военнослужащего (социальные, идеологические, практические, правовые) и привлечения к профилактической деятельности. 

РГ

По полугодиям

Информация в Секретариат Координационного совета

33

Разработать единые стандарты и систему стимулов и льгот для одарённых военнослужащих в сфере искусства, науки, спорта и других отраслях.

КВВ, (по согласованию) заинтересованные государственные органы

По полугодиям

Информация в Секретариат Координационного совета.

Проекты и предложения.

34

Обеспечить взаимодействие начальников гарнизонов с органами внутренних дел и добровольными дружинами в рамках Закона «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» и привлечь их к профилактике правонарушений, совершаемых военнослужащими в общественных местах.

Все субъекты профилактики

Ежегодно

Информация в Секретариат Координационного совета

35

Разработать и повсеместно разместить единые образцы билбордов с информацией о профилактической деятельности.

Все субъекты профилактики

Не реже одного раза в год

Информация Секретариату Координационного совета с образцами.

СПЕЦИАЛЬНАЯ И ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА

УЧАСТИЕ СЛУЖБ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

36

Обеспечить активное участие в профилактической деятельности финансовых служб военных органов (разъяснение порядка и последствий получения банковских кредитов и ипотеки, оформления денежных займов, открытия депозитов, в сфере пенсионного обеспечения, финансовые риски).

Все субъекты профилактики (финансовые службы)

Ежеквартально

Информация Секретариату Координационного совета.

Освещение в СМИ (телевидении, печати, радио, интернет-ресурсе).

37

Выработать комплекс мер по совершенствованию финансирования и материально-техническому обеспечению программных мер профилактики.

Все субъекты профилактики

(финансовые службы)

По полугодиям

Аналитическая справка. Проект правового акта о совершенствовании законодательства

38

Продолжить организационно-кадровое совершенствование деятельности военных психологов и социологов с улучшением материально-технического и методологического обеспечения. Определить их статус, компетенцию, права и обязанности в общевоинских уставах.

Военные органы управления

Ежеквартально.

В течение 2013 года

Информация в Секретариат Координационного совета

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

39

Изучать библиотечный фонд военных органов в целях пресечения содержания в нем запрещенной литературы.

ДВКР

Ежегодно

Информация Секретариату Координационного совета

40

Практиковать публичные выступления по освещению результатов служебно-боевой деятельности всеми категориями военнослужащих пограничных пунктов пропуска в воинских коллективах других военных органов, с привлечением СМИ.

ПС КНБ

Ежемесячно

Информация Секретариату Координационного совета с материалами.

Освещение в СМИ.

ПРОФИЛАКТИКА В КУРСАНТСКОЙ СРЕДЕ

41

Разработать и внедрить в практику формы целевых показателей о состоянии воинской дисциплины в курсантской среде, как самостоятельной категории военнослужащих, с определением удельного веса совершенных ими преступлений и правонарушений от общего числа и исходя из общей численности курсантов военно-учебных заведений.

Сформировать межведомственные рейтинги военно-учебных заведений по основным оценочным параметрам.

Военная полиция, ВУ КПСиСУ

МО, военные органы управления

Июнь, 2013 года

Проекты формы отчетности и правового акта с формулой расчета.

Проект рейтинговой системы.

ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ ДОПРИЗЫВНОЙ И ВОЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

42

Обеспечить участие военных органов в разработке и реализации Концепции государственной молодежной политики до 2020 года (блок «Молодёжь и армия»), с выработкой мер обеспечения военной молодежи дополнительными социальными гарантиями и привилегиями.

Все субъекты профилактики,

РШЮО

Ежеквартально

Информация в Секретариат Координационного совета

43

Принимать меры по увеличению объема услуг, оказываемых социальными службами военной молодежи в рамках Закона «О государственной молодежной политике»

Координационный совет

Ежегодно

Обсуждение на заседании Координационного совета

44

Комплексно изучить вопрос о целесообразности увеличения возрастного ценза при призыве граждан на срочную воинскую службу (основания, целесообразность, положительные и негативные стороны, ожидаемый результат).

Координационный совет

В течение 2013 года

Аналитическая справка.

45

Организация и проведение мероприятия «День юнармейца» с ознакомительной экскурсией, возложив подготовку экскурсионного материала и лекций на солдат срочной службы (курсантов).

Все субъекты профилактики, РШЮО

Раз в квартал

Видео/фотоматериал.

Освещение в СМИ (телевидении, печати, радио, интернет-ресурсе).

Информация Секретариату Координационного совета.

46

Развивать областные, районные и городские юнармейские центры при местных органах военного управления, практиковать создание военно-патриотических и военно-спортивных клубов при воинских частях.

Военные органы управления

Ежегодно

Информация Секретариату Координационного совета

47

Обеспечить охват всех общеобразовательных учебных заведений в границах всего гарнизона при закреплении за ними шефства военных органов управления и уголовного преследования. Составить Список общеобразовательных учебных заведений территориального органа образования и науки соответствующей области (района) с указанием шефствующего военного органа

Начальники гарнизонов, МО

Март, 2013 года

Информация в Секретариат Координационного совета с приложением Списка.

48

Анализ состояния здоровья молодежи по результатам медицинского освидетельствования и наркотестирования в период приписной и призывной кампании с выработкой рекомендаций государственным органам.

МО

Январь, июль, ежегодно

Аналитическая справка и рекомендации в Координационный совет

ВОЕННО-СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

49

Провести межведомственные спартакиады по видам спорта на призы первых руководителей военных органов – субъектов профилактики с формированием гарнизонных спортивных лиг. Утверждение совместным приказом военных органов Регламента проведения спартакиады с распределением между военными органами видов спорта, составление графика состязаний.

МО и ГУВП

ПС, ДВП и ДВКР

КВВ и УВП

РГ и МЧС

ГВП и ВУ КПСиСУ

 

Январь-февраль

Март-апрель

Май-июнь

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

Совместный приказ, график состязаний.

Освещение в СМИ

Примечание:

Расшифровка аббревиатур:

ГВП – Главная военная прокуратура Республики Казахстан

МО – Министерство обороны Республики Казахстан

МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

КНБ - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан

ПС КНБ - Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

ДВКР – Департамент военной контрразведки Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

КВВ МВД - Комитет внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан

РГ – Республиканская гвардия Республики Казахстан

ГУВП – Главное управление военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан

УВП – Управление военной полиции Комитета внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан

ДВП – Департамент военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

ВУ КПСиСУ – Военное управление Комитета правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

СК – Следственный комитет Министерства внутренних дел Республики Казахстан

РШЮО – Республиканский штаб юнармейских объединений

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.